его к земле. Теперь эта связь порвалась. Я чувствовал хрупкость нашего земного существования… Наше сознание зародилось вместе с землёю, в безднах неба, в безднах бесконечного пространства и там же оно угаснет…
Я думал, а перед моими глазами творилось что-то необычайное… От земли отрывались камни и падали вверх… Скоро начали отрываться целые глыбы скал… День и ночь сменялись всё быстрее… Солнце проносилось по бездне-небу, и наступала ночь, звёзды неслись с той же бешеной скоростью, и опять солнце, и опять ночь… Вот, в свете солнца, я вижу, как сорвался и упал забор, открыв горизонт, Я вижу высохшее дно моря, опустошённую землю… Я вижу, что скоро конец…
Но люди ещё есть на земле… Я слышу, как говорит небольшой громкоговоритель нашей радиостанции…
Земля опустошена почти до полюсов. Всё гибнет… Это последняя уцелевшая радиостанция, на острове Врангеля. Она подаёт сигналы, ждёт и не получает ответа… Радиоволны летят в мёртвую пустоту… Молчит земля, молчит и небо.
Дни и ночи так быстро сменяют друг друга, что всё сливается во мглу… Солнце, пролетая по небу, чертит огненную полосу на тёмном фоне, — вместе с последними остатками атмосферы земля потеряла свой голубой полог, свет небесной лазури… Луна уменьшилась в размерах, земля уже не может больше удерживать своего спутника, и луна удаляется от земли…
Я чувствую, как толстые стёкла нашего стеклянного пола напружились, стали выпуклыми, дрожат… Скоро они не выдержат, и я провалюсь в бездну…
Кто это ворчит рядом со мной?.. А, профессор Вагнер.
Я с трудом поднимаюсь: бешеная скорость земли наполнила свинцом моё тело. Я тяжело дышу…
— Вы!.. — обращаюсь со злобой к профессору Вагнеру. — Зачем вы сделали это? Вы погубили человечество, вы уничтожили жизнь на земле… Отвечайте мне! Сейчас же уменьшите движение земли, иначе я…
Но профессор молча отрицательно качает головой.
— Отвечайте! — кричу я, сжимая кулаки.
— Я не могу ничего поделать… очевидно, я допустил ошибку в расчётах…
— Так вы заплатите за эту ошибку! — вскричал я и, совершенно обезумев, бросился на Вагнера и начал его душить… В этот же момент я почувствовал, как трещит наш пол, лопаются стёкла, и я, не выпуская Вагнера, лечу с ним в бездну…
V. «НОВЫЙ СПОСОБ ПРЕПОДАВАНИЯ»
Передо мною улыбающееся лицо профессора Вагнера. Я с удивлением смотрю на него, потом вокруг себя.
Раннее утро. Голубой полог неба. Море синеет вдали. У веранды две белые бабочки мирно порхают. Мимо меня проходит экономка с большим куском сливочного масла на тарелке…
— Что это?.. Что всё это значит? — спрашиваю я профессора.
Он улыбается в свои длинные усы.
— Прошу извинения, — говорит он, — что я без вашего разрешения и даже не будучи с вами знаком, использовал вас для одного опыта. Если вы знаете меня, то вам, вероятно, известно, что я давно работаю над разрешением вопроса, как одному человеку вместить огромную массу современных научных знаний. Я лично, например, достиг того, что каждая половина моего мозга работает самостоятельно. Я уничтожил сон и утомляемость…
— Я читал об этом, — ответил я. Вагнер кивнул головой.
— Тем лучше. Но это не всем доступно. И я решил использовать для педагогических целей гипноз. Ведь в конце концов и в обычной педагогике есть доля гипноза… Выйдя сегодня рано утром на прогулку, я заметил вас… Вы уже не первый день дежурите за можжевёловым кустом? — спросил он с весёлой искоркой в глазах. Я смутился.
— Ну, вот я и решил наказать вас за ваше любопытство, подвергнув гипнозу…
— Как, неужели всё это было?..
— Только гипнозом, с того самого момента, как вы увидали меня. Не правда ли, вы всё пережили как